+7 495 640-3-888

Заказать звонок
 






О КОМПАНИИ
КУРСЫ И ТРЕНИНГИ
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВЕБИНАРЫ
БЕСПЛАТНЫЕ СЕМИНАРЫ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
РАСПИСАНИЕ И ЦЕНЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА КЛИЕНТОВ
СТАТЬИ
НАУКА И МЫ
РАССЫЛКИ
КОНТАКТЫ

 

 

НАС ВЫБРАЛИ

Роснано и Президентская бизнес-школа


Телефоны, адреса фирм, организаций и предприятий Одинцовского района и города Одинцова


Прочитать любой объемный документ можно за пару минут

Прочитать любой объемный документ можно за пару минут

 

Евгения Зяблицева, тренер по развитию памяти и скорочтению НОУ "Президентская школа".

Финансовый директор. №9. 2011 

 

Цели: меньше времени тратить на изучение объемных документов, научиться очень быстро читать, при этом не теряя смысла написанного и не упуская важных нюансов.

Как действовать: использовать технику фиксации, составить тематические тезаурусы, "подгонять" себя при чтении.

 

Есть легенда, что один финансист в течение 10 лет в конце каждого составляемого им огромного ежегодного отчета писал такую фразу: «тот, кто дочитал отчет до этого места, может обратиться ко мне и получить в подарок бутылку шампанского». Как вы думаете, сколько бутылок шампанского пришлось раздать шутнику? Правильно: ни одной! Большой наплыв отчетов, справок, аналитических и служебных записок, положений, контрактов и тому подобных бумаг требует уйму времени на ознакомление со всеми подобными документами. Это знакомо любому финансовому директору. Есть способ научиться читать не просто быстро, а очень и очень быстро, без ущерба для понимания сути прочитанного. Все что потребуется - следовать нескольким простым советам и немного потренироваться.

 

Расширяйте поле восприятия

Скорость чтения тесно связана с полем восприятия - это тот объем информации, который мы успеваем осмыслить за каждую остановку взгляда. Обычно за одну фиксацию усваивается лишь одно слово, а при скоростном – от 3 до 8. Поэтому тренировку скоростного чтения лучше начать с расширения поля восприятия. Для этого можно использовать как уже прочитанные вами материалы, так и новые, абсолютно незнакомые, тексты.

Итак, берем для тренировки газету или журнал,  где текст разделен на неширокие колонки. Журнал "Финансовый Директор" прекрасно для этого подойдет. Также потребуется источник ритма – метроном. Он есть в большинстве современных сотовых телефонов. Настройте метроном на один удар в секунду. Если его нет, используйте ритмичную музыку, рэп для этого прекрасно подойдет. Итак, на первый удар метронома или ритм музыки зафиксируйте взгляд в центре строки, постарайтесь охватить ее всю целиком, не перемещая взгляд в горизонтальной плоскости. Теперь попробуйте осмыслить содержание написанного. Если вам не удается увидеть все слова, домысливайте их, пытайтесь угадать части слов, не попавших в поле восприятия. Со следующим ударом метронома переходите к следующей строке, даже если вы не успели полностью осознать написанное. Действуйте так, пока не достигнете конца текста.

После прочтения ответьте на вопросы:

- в чем заключаются главная идея текста;

- как она развивалась в статье;

- какой объем информации вы усвоили из прочитанного.

А теперь проверьте себя и попробуйте пересказать текст, просто для себя. Если необходимо, перечитайте все заново так, как вы это делаете обычно. Убедитесь, что повторное изучение материала, по существу, было лишним, так как вся значимая информация была усвоена с первого раза.

Регулярно выполняя это упражнение, вы заметите, что стали видеть всю строчку и усваивать все больше и больше информации. И тогда уже можно переходить от колонок к странице. Ведь финансовый директор имеет дело с отчетами, текст в которых не разбит на колонки. Можно, конечно, ввести новый корпоративный формат и требовать от своих подчиненных составлять документы, разбивая их на колонки. Но, что делать в этом случае с контрактами? Поэтому все же придется тренироваться быстро читать широкие строки обычной страницы А4. В решении этой задачи поможет расширение поле восприятия. Но и без еще одного рецепта не обойтись.

 

Читайте текст блоками

Большие строчки на стандартном листе А4 удобнее читать с помощью ритмических фиксаций. Он основан на принудительном делении строки на блоки и ритмичном перемещении взгляда. Словом, опять придется использовать метроном, ритм тот же, что и прежде.

Потренируйтесь сначала на научно-популярной литературе или статьях, распечатанных из интернета. Другими словами на более простых текстах. На каждый счет переносите взгляд в начало, в середину и в конец каждой строчки (см. рис. 1 на стр. ###). Пытайтесь за одну фиксацию увидеть как можно больше слов. Но и не забывайте вдумываться в смысл увиденного. Количество фиксаций на строке будет целиком и полностью зависеть и от ширины текста, и от вашего поля восприятия. В первый дни тренировки вы будете делать больше фиксаций. Часть текста может не попадать в поле восприятия. В этом нет ничего страшного. Чтобы лучше понять смысл написанного, додумывайте содержание текста. Совсем скоро, вы заметите, как ваше поле восприятия увеличилось еще больше и соответственно уменьшилось количество фиксаций. Другими словами, на секунду задержав взгляд на тексте, вы усваиваете гораздо больше сведений из написанного, чем прежде.

Начало получаться? А теперь попробуйте применить эту же технику для изучения любого рабочего документа. Подойдет как отчет, так и распоряжение. Ваша задача, как и прежде, делать три остановки взгляда на строке: начало, середина, конец. Если и договора вам легко читать с помощью трех фиксаций, смело переходите на две: начало и конец строки.

После прочтения текста ответьте на уже знакомые вопросы об идее текста, ее развитии и как много вы усвоили. Также можно пересказать текст или перечитать в обычном режиме и убедиться, что вы поняли содержание документа при первом чтении с помощью фиксаций.

 

Составьте свои тематические тезаурусы

Для повышения скорости чтения и качества усвоения документов можно использовать метод стереопизации слов и выражений. Практически каждый человек имеет свой определенный круг чтения: статьи по конкретным темам, рабочие документы, жанры художественной литературы. Для нас важно то, что в таких текстах встречаются одни и те же слова и выражения. Например, если вы читаете детектив, там обязательно автор будет оперировать словами: сыщик, место преступления, улика, подозреваемый, алиби. А финансовый директор по работе постоянно читает пояснительные записки к отчетам, положения, договора, и часто встречает в тексте: факторный анализ, ценные бумаги, бухгалтерская отчетность, актив, рыночная стоимость, налоги и т.д.

Такие регулярно используемые слова и словосочетания для каждой конкретной тематической области образуют тезаурус. При этом они отвечают следующим требованиям. Во-первых, подчеркнем еще раз, часто встречаются в текстах по конкретной тематике. Во-вторых, эти слова важны для понимания фразы и текста целиком. И наконец, в-третьих, каждому слову и словосочетанию должен соответствовать яркий запоминающийся образ.

Давайте снова прочитаем список детективных выражений, но на этот раз будем обращать внимание на образы, которые им соответствуют. Сыщик – образ Шерлока Холмса. Место преступления – часть комнаты, огороженная бело-красной лентой. Улика – бокал с отпечатками пальцев. Подозреваемый – человек в наручниках. Алиби – билет на спектакль. Ваши образы, разумеется, могут быть другими, главное чтобы они были. Человеческий мозг так устроен, что ему легче оперировать образами. И значит, создав их для своего тезауруса и пользуясь ими при чтении, вы сможете схватывать, что называется, на лету, смысл написанного.  

Другими словами, суть метода стереотипизации – сделать главные  слова и словосочетания легко узнаваемыми. Встретив такое понятие в тексте, вы с легкостью его узнаете. Чем больше вы будете тренироваться на быстрое и точное узнавание, тем большее количество печатных число слов будете понимать за одну остановку взгляда.

Для развития вашего тезауруса во время чтения текстов выписывайте часто встречающиеся значимые выражения. Регулярно пополняйте свой словарь новыми понятиями. Работать с ним нужно примерно так. Посмотрели на записанное понятие (слово или словосочетание), подумали над его смысловым содержанием, представили соответствующий образ, перешли к следующему слову.

 Работа с тезаурусом позволяет серьезно увеличить скорость чтения еще и за счет улучшения способности прогнозировать содержание предложений. Когда вы не можете прочитать слово полностью при фиксировании взгляда на строке, вы можете по написанию части слова догадаться, о чем идет речь. То есть, вы мысленно перебираете слова (кстати, совершенно не задумываясь об этом), с помощью которых можно было бы продолжить фразу, и находите тот вариант, который подходит и по смыслу, и по написанию. Предварительно проработанный словарь понятий помогает делать это очень быстро (см. рис. 2 на стр. ###).

 

Постоянно подгоняйте себя

Ограничения в скорости чтения, зачастую, связаны с психологическими особенностями. Опасение упустить какую-то деталь текста не позволяет читателю быстрее двигаться по строкам. Чтобы выработать привычку усваивать написанное с первого раза и снять психологический барьер перед скоростным чтением, лучше использовать способ форсирования скорости.

Все просто. Человек сам, постоянно торопит себя читать текст быстрее, чем обычно, позволяя себе не дочитывать строку до конца, а предсказывать, что может быть написано дальше. Эффективность использования зависит от вашего тезауруса. Чем лучше вы будете владеть профессиональным словарным запасом, тем легче предугадывать окончания строк.

Опробовать технику форсирования скорости лучше всего на легких для восприятия текстах. И еще. Вам понадобиться лист бумаги размером 100х200 мм или обычная линейка. Читайте текст и закрывайте листом одну за другой прочитанные строки. Ведите лист по странице сверху вниз. Причем делать это надо чуть быстрее, чем вы успеваете прочитать одно предложение. То есть передвигайте лист бумаги так, чтобы каждый раз, читая очередную сроку, вы не успевали дочитать ее до конца.

 

Как лучше

Чтобы читать быстрее, заставьте себя водить глазами по странице сверху вниз, а не слева направо, а только потом вниз. При этом не останавливайтесь и не возвращайтесь к пройденным фрагментам текста.

 

Еще по теме

Хорошие подборки статей и методик по скорочтению на порталах www.yugzone.ru и www.citycat.ru/iq/chtenie.html

 методы скорочтения

 

 

 

 




 
НАШИ АДРЕСА

подробнее


 
Бесплатные семинары

подробнее


 
Лицензия

 

подробнее


 
Президентская школа на ТВ в роли эксперта

Cюжет передачи "Среда обитания"

и программа "Галилео"

с участием методиста и тренера по развитию памяти Зяблицевой Евгении Александровны.

подробнее



 



{ADMIN }
*Без этого поля ничего не получится!
Отправить